Контроль над ситуацией
Старший диспетчер – руководитель смены диспетчерского центра управления перевозками Красноярской дирекции управления движением Евгения Николайчук в этом году отметила юбилей – 15 лет работы в ОАО «РЖД».
На своём рабочем месте Евгения Николайчук как дирижёр во время выступления. Всё, что не имеет отношения к движению на железной дороге, уходит на второй план. Руководитель смены полностью сосредоточивается на своём «оркестре», чувствует каждую сыгранную ноту.
Уже полтора года в ведении Евгении находится весь диспетчерский аппарат дороги – в ДЦУПе, на участках магистрали и станциях. Кстати, Евгения – первая женщина в истории Красноярской магистрали, которая занимает эту должность.
«Мне нравится работа, нравится, что меня выбрали на столь ответственный пост, – делится молодой руководитель. – Конечно, поначалу было трудно, переживала, ведь коллектив преимущественно мужской, у каждого за плечами немалый опыт».
Рабочая смена Евгении начинается с изучения текущей дорожной обстановки и планов по передаче поездов на стыковые станции, по погрузке-выгрузке. Далее – ознакомление с оперативными приказами и заданиями руководства дороги и компании, доведение их до диспетчерского аппарата в начале смены.
«Затем нужно проконтролировать, чтобы все задания выполнялись: чтобы была обеспечена та сдача поездов по стыкам, которая запланирована предыдущей сменой, чтобы «окна» состоялись, чтобы было обеспечено продвижение хозяйственной техники. Работаем также с диспетчерами смежных дирекций. Ещё исходя из поездной обстановки планируем пропуск и сдачу поездов на следующие сутки», – перечисляет Евгения и с улыбкой вспоминает, как в детском саду своей дочки рассказывала малышам о профессии диспетчера. Больше всего ребятню заинтересовали «волшебные» карандаши, которыми диспетчер рисует «нитки» графика для поездов: красными – для пассажирских, коричневыми и чёрными – для грузовых. От этих «волшебных» линий зависят порядок на дороге и бесперебойное проследование составов.
«В реальности, конечно, не всё так просто, – продолжает Евгения. – Есть много информационных систем, откуда мы берём данные, инструкции и нормативы. Но надо быть готовым ко всему, ведь случаются и отказы технических средств, которые вносят коррективы в работу дороги. Задача диспетчерского аппарата – удержать контроль над ситуацией, оперативно предложить альтернативные варианты. Тут нужны и логика, и математика, и способность видеть картину в целом. И конечно, самодисциплина и ответственность».
По словам Евгении Николайчук, будущую профессию ей выбрали родители: «Папа всю жизнь работал бригадиром в строительно-монтажном поезде, стал почётным железнодорожником. У нас в доме всегда было много его друзей-коллег. И когда встал вопрос, куда поступать, все дружно сказали: в железнодорожный. Я тогда даже плохо понимала, что такое управление перевозками, но когда начала учиться, сразу понравилось».
Окончив в 2004 году Сибирский государственный университет путей сообщения по специальности «управление процессом перевозок на железнодорожном транспорте», Евгения встала перед выбором, с чего начать свою карьеру в компании: «При распределении предлагали несколько вариантов. Можно было дежурным пойти на маленькую станцию, но я хотела сразу на крупную, внеклассную и выбрала место сигналиста на станции Красноярск-Восточный – крупнейшем сортировочном узле дороги».
Сначала было тяжело. Евгения работала в парке приёма разборочных поездов, где происходят роспуск составов и сортировка вагонов по направлениям. За смену вчерашней студентке приходилось переносить и закреплять десятки тормозных башмаков. Плюс ко всему дорога на работу на электричке занимала больше часа.
«Начинать с самых низов намного проще. Ты узнаёшь работу железной дороги изнутри – сколько весит тормозной башмак, сколько времени требуется на его установку, как происходят роспуск, маневровые работы – и потом, став руководителем, уже понимаешь, что тебе нужно спрашивать с того же дежурного по станции или других сотрудников», – делится опытом Евгения Николайчук.
Впрочем, у движенцев молодой специалист с высшим образованием, показавший себя грамотным и инициативным сотрудником, как правило, на рабочей профессии не задерживается. Окунулся в работу, разобрался, что и как функционирует, – и вперёд. Спустя три месяца Евгению перевели на должность оператора маневровой вышки. Это был её первый опыт руководства передвижениями подвижного состава. Ещё спустя время она стала дежурной по станции Красноярск-Восточный, а уже оттуда перевелась на должность поездного диспетчера.
В дорожный диспетчерский центр управления перевозками Евгения пришла 1 декабря 2007 года. Здесь тоже прошла несколько ступенек роста от диспетчера малодеятельного однопутного участка Решоты – Карабула до узлового диспетчера. В 2018-м была назначена на должность старшего диспетчера – руководителя диспетчерской смены.
Как-то специально к смене Евгения не готовится. Главное, прийти спокойной и отдохнувшей, с позитивным настроем.
О дальнейшей карьере Евгения Николайчук пока не загадывает. Говорит, в должности руководителя смены ещё предстоит очень многому научиться.