ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В 2024 ГОДУ
В 2024 году инвестиционная программа Красноярской железной дороги составила 73,2 млрд рублей (с ростом к уровню 2023 года в 1,7 раза). Почти половина этих средств – 32,1 млрд руб. – направлены на реализацию инвестиционного проекта «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет». Его задачей в границах КрасЖД являются развитие так называемого Южного хода дороги, повышение его пропускных и провозных способностей для организации пропуска постоянно увеличивающегося грузопотока в восточном направлении. Данная инвестпрограмма синхронизирована с общей программой развития Восточного полигона РЖД.
Также приоритетными инвестиционными проектами, реализуемыми на полигоне Красноярской железной дороги, в 2024 году являлись реконструкция (модернизация) железнодорожного пути, развитие пассажирской инфраструктуры, в том числе – в рамках проекта «Городская электричка», транспортно-логистических сервисов.
ИНВЕСТПРОЕКТ «УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАСТКА АРТЫШТА – МЕЖДУРЕЧЕНСК – ТАЙШЕТ»
Работы по проекту в 2024 году велись на 40 объектах.
Открыто двухпутное движение поездов по двум перегонам Южного хода Междуреченск – Тайшет: Разъезд 557 км – Кошурниково в Красноярском крае и Чартыковский – Камышта в Республике Хакасия.
Совокупная протяженность построенных новых путей составила 27 км, в том числе 12,4 км – на перегоне Разъезд 557 км – Кошурниково, 14,6 км – на перегоне Чартыковский – Камышта.
Для обеспечения энергоснабжения новых объектов проложено более 60 км контактной сети, установлены современные системы связи, автоматики и телемеханики, регулирующие движение поездов.
Кроме того, в Хакасии в ходе модернизации перегона железнодорожники реконструировали тяговую подстанцию Камышта.
В Красноярском крае – возвели крупное искусственное сооружение: мостовой переход через реку Канзыбу протяженностью 128 м.
Полностью перестроена станция Кошурниково – решающий железнодорожный узел Южного хода КрасЖД в Саянских горах. Десять станционных путей Кошурниково удлинены до 1,2 км, чтобы принимать и пропускать тяжеловесные грузовые составы массой 7100 тонн.
Система электрической централизации станции заменена на микропроцессорную, что существенно повышает ее эффективность. Всего на цифровое управление переключено 64 поездных и маневровых светофора и 55 стрелочных переводов.
До конца текущего года КрасЖД планирует открыть двухпутное движение еще по двум перегонам Южного хода, где сейчас завершается строительство новых вторых путей – Унерчик – Козыла и Козыла – Ирбейская в Красноярском крае.
На 90% завершено строительство Первого Джебского тоннеля на горно-перевальном участке КрасЖД Междуреченск – Тайшет.
Инженерное сооружение протяженностью 267 метра строится на перегоне Кошурниково – 570 км параллельно действующему однопутному тоннелю, по которому сейчас осуществляется пропуск поездов: оно будет длиннее на 62 метра.
Новый тоннель – самая масштабная часть проекта по строительству вторых путей на участке Кошурниково – 570 км (Курагинский район Красноярского края).
Строители смонтировали гидроизоляцию тоннеля, она представляет собой замкнутый водонепроницаемый контур площадью 8750 кв.м, выполнили его постоянную обделку, использовав 8000 куб.м бетона, и провели инженерные коммуникации.
Финальный этап – укладка пути в тоннеле. Он возводится по новой технологии – на железобетонных рамах с применением демпферных матов, что позволит снизить динамическое воздействие поездов и продлит срок безремонтной эксплуатации сооружения.
Также предстоит укладка 4,2 км вторых путей на всем перегоне Кошурниково – 570 км, после чего в 2025 году здесь откроется двухпутное движение поездов.
Завершено строительство железнодорожного моста через реку Бирюса на однопутном перегоне Запань – Тагул Южного хода Красноярской железной дороги.
Новый мост протяженностью 365 м – самый длинный из тех, которые сейчас возводятся КрасЖД на Южном ходу. Он станет частью строящихся вторых главных путей перегона Запань – Тагул, пройдя параллельно существующему однопутному мостовому переходу через реку Бирюса, по которому в настоящее время пропускаются поезда.
Открыть двухпутное движение поездов на перегоне Запань – Тагул Красноярская железная дорога планирует в IV квартале 2025 года.
К концу 2024 года протяженность двухпутных участков на направлении Междуреченск – Тайшет достигает 673 км – это 70% от его общей длины. Прирост пропускной способности составил 62%.
ПАССАЖИРСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. ПРОЕКТ «ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА»
В 2024 году на популярной пассажирской и туристической линии Красноярск – Дивногорск открылся новый остановочный пункт электропоездов Овсянка.
Он расположен в поселке Овсянка – родине российского писателя Виктора Астафьева, в шаговой доступности от нового «Национального центра Астафьева», возведенного к 100-летию писателя.
При возведении пассажирской платформы Овсянка КрасЖД применены экологичные композитные материалы, устойчивые к воздействию окружающей среды. Для пассажиров созданы комфортные условия: смонтирован крытый навес от непогоды, установлены пандусы, тактильные указатели и светодиодная система освещения.
Красноярская железная дорога обновила пассажирскую инфраструктуру остановочного пункта Нижняя Мана, расположенного на линии Енисей – Дивногорск. Здесь созданы комфортные условия для пассажиров в соответствии с современными стандартами.
В ходе ремонтных работ смонтирована новая широкая посадочная платформа из железобетонных плит с рельефным тиснением протяжённостью 140 метров. Она оборудована пандусом для удобства маломобильных групп населения. Кроме того, впервые желтая полоса безопасности, которая наносится для разделения опасной и безопасной зон, выполнена из пластика. На остановочном пункте смонтирована системы светодиодного освещения, что обеспечит пассажирам дополнительное удобство в тёмное время суток.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕМОНТ ПУТИ
В 2024 году на Красноярской железной дороге уложен первый инновационный участок пути новой конструкции с применением полимеров на перегоне Транссиба Заозерная – Камала.
Общая протяженность экспериментального участка составляет 2,8 км. Принципиально новая технология предполагает формирование в основании железнодорожного пути на поверхности земляного полотна специального подбалластного защитного слоя с вяжущими и полимерными добавками.
Ранее для усиления земполотна на железных дорогах России использовались только традиционные инертные материалы – песок и щебень.
Ранее технология, головным разработчиком которой является АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта», прошла эксплуатационные испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке.
На перегоне Заозерная – Камала технология применена в реальных условиях движения поездов на Транссибе. В течение года будут оцениваться все параметры и эффективность инновации в сравнении с существующей конструкцией путевой инфраструктуры.
Помимо этого, на экспериментальном участке пути перегона Заозерная – Камала были смонтированы модернизированные рельсовые скрепления и шпалы, – они более равномерно распределяют нагрузку и обеспечивает повышенную износостойкость.
Цель проекта – оптимизация жизненного цикла пути на грузонапряженных линиях железных дорог, в том числе на магистралях Восточного полигона. Ожидается, что инновационные решения придадут путевой инфраструктуре дополнительный запас прочности. По предварительным подсчетам, укладка железнодорожного полотна с применением вяжущих и полимерных добавок позволит почти в 2 раза увеличить объёмы перевезенных грузов между капитальными ремонтами. Если сегодня эти показатели составляют 0,9-1,4 млрд тонн брутто, то новая технология увеличит их до 2,5 млрд тонн брутто.
Это создаст резерв для наращивания провозных и пропускных способностей, что особенно актуально в условиях развития на магистралях ОАО «РЖД» тяжеловесного грузового движения и постоянного роста объемов перевозок в восточном направлении.
В целом, в ходе ремонтно-путевой кампании 2024 года на КрасЖД разными видами ремонта обновлено 278 км железнодорожного пути.
Ремонтно-путевая кампания охватила три региона присутствия Красноярской магистрали Красноярский край, Республику Хакасия и Кемеровскую область.
В Красноярском крае модернизация пути проводилась в 6 районах: на перегонах Боготол – Вагино в Боготольском, Косачи – Кемчуг в Козульском, Заозерная – Камала в Рыбинском, Решоты – Ключи в Нижнеингашском и Жайма – Мана в Партизанском, Кача – Снежница в Емельяновском.
Также обновлены пути станций Енисей, Злобино, Красноярск Восточный.
В Хакасии осуществлен капитальный ремонт путевой инфраструктуры на перегонах Камышта – Уйтак и Туим – Сон.
В Кемеровской области работы проведены на участках Суслово – Аверьяновка, Теба – Лужба, Междуреченск – Карай.
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СЕРВИСЫ
В рамках первого этапа модернизации терминально-логистического центра (ТЛЦ) на станции Абакан Красноярская железная дорога завершила строительство специализированной площадки для хранения и переработки крупнотоннажных контейнеров.
ТЛЦ – подразделение станции Абакан, где грузоотправители могут получить весь спектр транспортно-логистических услуг ОАО «РЖД», в том числе в сегменте контейнерных перевозок. Здесь формируются ускоренные контейнерные маршруты, доставляющие по железной дороге экспортную продукцию предприятий Республики Хакасия.
Новая площадка построена с учетом растущего в регионе спроса на этот вид перевозок. Она занимает общую площадь 5,5 тыс. кв.м и позволяет размещать одновременно в три яруса до 600 контейнеров. На территории комплекса отремонтирован крытый склад ангарного типа с путями под погрузку/выгрузку, а также созданы современные клиентские зоны для предоставления услуг по запросам компаний малого и среднего бизнеса.
В рамках второго этапа модернизации ТЛЦ на станции Абакан будут удлинены 2 пути общего пользования. Протяженность каждого пути будет увеличена на 200 м, в результате суммарный фронт погрузки вырастет на 38 условных вагонов.
Ожидается, что к концу 2024 года, после завершения всех работ, емкость контейнерного терминала вырастет в 1,5 раза – до 1020 ДФЭ.