Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В 2023 ГОДУ

В 2023 году инвестиционная программа Красноярской железной дороги составила 42,6 млрд рублей, из них более половины – 23,4 млрд – будут направлены на реализацию инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности участка от Междуреченска до Тайшет, с которого начинается Восточный полигон РЖД. В условиях активного развития добывающей промышленности в регионах Сибири и увеличения транзита роль этой линии только возрастает. Снятие инфраструктурных ограничений на этой линии позволит увеличить объемы перевозок грузов в самом востребованном восточном направлении.

 

ИНВЕСТПРОЕКТ «УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ УЧАСТКА АРТЫШТА – МЕЖДУРЕЧЕНСК – ТАЙШЕТ»

Работы по проекту в 2023 году работы велись на 45 объектах, в том числе строительно-монтажные работы по строительству вторых путей и двухпутных вставок на 19 перегонах, реконструкция станций Мариинск и Бискамжа; усиление 8 объектов электроснабжения.

Открыто движение по вторым путям и двухпутным вставкам на шести перегонах общей протяженностью 53,5 км: Биркчул – Югачи, Югачи – Казановская, Кизир – Журавлёво, Тагул – Тайшет, Камышта – Уйтак, Ханкуль – Кирба.

На участке Биркчул – Югачи – Казановская в Хакасии строительные работы велись почти два года. В ходе строительства была ликвидирована промежуточная станция Югачи и весь участок переведен в единый перегон Биркчул – Казановская. Благодаря этому поезда будут двигаться без снижения скорости на всём участке. Также была реконструирована путевая инфраструктура на станциях Биркчул и Казановская, выполнено удлинение на каждой из них по четыре приёмо-отправочных пути до 1050 м. Это позволит активно нарастить на участке движение поездов повышенного веса.

Перегон Кизир – Журавлево расположен в Курагинском районе Красноярского края. Он проложен по горно-таежной местности в отрогах Саян через долину реки Кизир. Менее чем за полтора года построили здесь почти 10 км новых вторых главных путей, возвели 3 железобетонных моста, уложили 8 водопропускных труб, смонтировали свыше 250 опор контактной сети под новые линии электропередач. Кроме того, чтобы обеспечить безопасность движения поездов по путям перегона, зажатого между рекой и горами, железнодорожники возвели 4 подпорных стены в тех местах, где железная дорога вплотную прилегает к склонам и скальным массивам. Общая протяженность новых подпорных сооружений – почти 500 метров, высота стен – от 6 до 9 метров. Все работы проводились железнодорожниками в условиях сохранения движения поездов.

В 2023 году началось строительство нового поворотного тоннеля на перегоне Красноярской магистрали Кошурниково – 570 км в Курагинском районе Красноярского края. Это сложный отрезок трассы с большим перепадом высот: железнодорожный путь здесь пересекает отроги Восточного Саяна и горную реку Джебь. Тоннель будет проложен параллельно действующему однопутному I Джебскому тоннелю 1964 года постройки, по которому сейчас осуществляется пропуск поездов на участке Междуреченск – Тайшет. В декабре состоялась сбойка тоннеля. Полностью завершить работы и открыть двухпутное движение поездов по перегону Кошурниково – 570 км планируется до конца 2025 года.

По итогам 2023 года доля двухпутных перегонов на участке Междуреченск – Тайшет составила более 57%, всего в эксплуатацию введено более 265 км вторых путей (общая протяженность участка 963 км, до реконструкции было 44 однопутных перегона протяженностью 554 км, на конец 2023 года останется 27 однопутных перегонов протяженностью 288,6 км), а прирост пропускной способности к уровню начала развития направления в 2009 году составил 62%.

ОБНОВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

Проект реализуется одновременно со строительством вторых главных путей. В совокупности с развитием путевой инфраструктуры это создает условия для наращивания объемов тяжеловесного движения поездов массой в 7100 и более на всем направлении и сокращения интервала попутного следования грузовых составов – с 20 до 8 минут.

В 2023 году Красноярская железная дорога завершила техническое перевооружение тяговой подстанции Камарчага на транссибирском участке Восточного полигона Мариинск – Тайшет. Подстанция снабжает электроэнергией 8 перегонов Красноярской магистрали от станции Красноярск Восточный до Камалы. Это грузонапряженное направление Транссиба, отличающееся большим количеством крутых поворотов и подъемов.

В ходе реконструкции на энергообъекте установлено новое электротехническое оборудование отечественного производства, соответствующее современным стандартам, произведена замена высоковольтных выключателей, смонтированы системы телемеханики и диспетчерского управления, микропроцессорной релейной защиты и противоаварийной автоматики. Проект повысит надежность электроснабжения сложных перегонов Транссиба и главной сортировочной станции КрасЖД Красноярск Восточный, где формируется поездопоток восточного направления.

Обновленная тяговая подстанция входит в электроэнергетический комплекс Красноярского края и выполняет дополнительную функцию, обеспечивая транзит электроэнергии в населенные пункты Манского района – это более 30 поселков.

Кроме того по программе «Развитие и усиление объектов электроснабжения железнодорожного транспорта для увеличения пропускных и провозных способностей» на полигоне Красноярской железной дороги реализованы мероприятия по установке статических генераторов реактивной мощности (СГРМ).

Основной целью реализации данных объектов является стабилизация и повышение уровня напряжения в контактной сети для обеспечения пропуска грузовых тяжеловесных и соединенных поездов в весовом диапазоне 6000 – 14200 тонн с реализацией минимальных значений межпоездных интервалов графике движения поездов.

ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА

В ноябре в Красноярске поздравили «юбилейного» двухмиллионного пассажира «Городской электрички». Второй год подряд данный вид транспорта достигает такого результата. Причем, в этом году – на месяц раньше, чем в 2022-ом. Это означает, что в 2023 году, как и каждый год, количество пассажиров городских электропоездов снова увеличилось.

Чтобы проект «Городская электричка» пользовался все большей популярностью среди красноярцев, Красноярская железная дорога ведет работу над его развитием.

Так, в 2023 году велось строительство новой «островной» платформыс навесами и пешеходным мостом на ст. Красноярск Северный. Это работа на перспективу, с учетом растущего спроса на железнодорожные перевозки в Советском районе и планируемого запуска кольцевого движения городских электропоездов в Красноярске. В перспективе это позволит увеличить размеры движения поездов более чем в 2 раза. Если сейчас через самый крупный железнодорожный остановочный пункт Советского района Красноярска – Красноярск Северный – курсирует 16 электропоездов, то в будущем, с учетом дополнительных возможностей для их приема и пропуска, количество увеличится до 35-ти. Строительство новых объектов даст возможность прибывать электричкам не только на первый путь, который останется приоритетным, но еще на два пути.

Началось возведение нового остановочного пункта электропоездов на популярном дивногорском направлении «Городской электрички» – в посёлке Овсянка, родине российского писателя Виктора Астафьева. Дивногорское направление – особенное. Если до пандемии 2020 года основной его задачей было обеспечение ежедневной трудовой миграции между краевым центром и Дивногорском, то в 2021-22 году новый импульс развития придал возросший интерес к местным туристическим локациям. На маршруте сконцентрированы туристические достопримечательности Красноярского края. Будущая пассажирская платформа находится в шаговой доступности от «Национального центра В.П.Астафьева», создающегося к его 100-летию в Овсянке, рядом с Мемориальным комплексом. Это вторая остановка электропоездов в населенном пункте. После завершения работ она получит название «Овсянка», а действующий в настоящее время остановочный пункт будет переименован в «Молодёжный». Таким образом, у самих жителей населенного пункта появится возможность пользоваться двумя остановочными пунктами.

ПАССАЖИРСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

В комплексе со строительством вторых путей создается новая пассажирская инфраструктура. В 2023 году строительство новых пассажирских платформ велось на 7 станциях Красноярской железной дороги в Хакасии и Красноярском крае, расположенных на участке Междуреченск – Абакан – Тайшет.

Это населенные пункты Аскизского района Республики Хакасии - Биркчул, Югачи, Казановская, Уйтак, Усть-Камышта (остановочный пункт Скальная), Казановка (остановочный пункт Историческая). А также поселок Кордово – на станции Кизир Курагинского района Красноярского края.

Ежедневно через эти станции курсируют пригородные маршруты, а также поезда дальнего следования, которыми пользуются до 40 тыс. чел. в год.

При строительстве новых объектов будут созданы комфортные условия для пассажиров, в соответствии с современными стандартами. Здесь установлены крытые навесы со встроенными сидениями и пандусы для маломобильных граждан, уложена тактильная плитка, смонтирована систему светодиодного освещения, которая включается автоматически с наступлением темного времени суток.

Двусторонние платформы оборудуются наземными пешеходными переходами через пути с резинокордовым настилом, предотвращающим скольжение. На подходах появятся тротуары.

На 4 станциях с наибольшим пассажиропотоком – Биркчул, Югачи, Казановская и Кизир – протяженность платформ повышена со 150 до 250 метров, чтобы принимать поезда с увеличенным количеством вагонов.

В тех местах, где жилые дома расположены близко к железнодорожным путям, установлены шумозащитные экраны.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕМОНТ ПУТИ

В 2023 году Красноярская железная дорога провела капитальный ремонт 253 км железнодорожного полотна.

Основной объем работ был сосредоточен на транссибирском направлении магистрали Мариинск – Тайшет. Так, масштабные ремонты прошли на перегонах Камарчага – Балай, Кача – Снежница, Красноярск – Злобино, Красноярск Восточный – Сорокино в Красноярском крае. Они отличаются максимально интенсивным движением пассажирских и пригородных поездов, грузовых и контейнерных составов.

На южном ходу КрасЖД Междуреченск – Тайшет завершен капитальный ремонт пути на горно-перевальном перегоне Джебь – Щетинкино (Курагинский район Красноярского края).

Это один из самых сложных участков не только на КрасЖД, но и на всей сети железных дорог страны – поезда совершают здесь 16 крутых поворотов, проходят через 3 тоннеля и поднимаются на Козинский виадук высотой 65 метров.

Железнодорожники произвели замену балласта и верхнего строения пути, смену стрелочных переводов и уложили новое полотно на всем протяжении от станции Джебь до станции Щетинкино, включая тоннели и горный мост.

Также капитальные ремонты проведены на перегонах южного хода Ельник – Хайрузовка в Красноярском крае, Казановская – Аскиз в Хакасии.

Путевые работы, в которых задействовалась тяжелая специализированная техника, осуществлялись круглосуточно по технологии «закрытый путь перегона», когда ремонтируемый путь полностью закрывался для движения, а все поезда пропускались по второму пути. Это позволяет сохранять пропускные способности участков.

Новый путь на железобетонном основании уложен на 30-километровой пассажирской ветке Енисей – Дивногорск. Кроме того, здесь реконструированы 19 мостов. На двух из них – самых крупных, через реки Базаиха и Мана – в пролётные строения уложены современные композитные безбаластные мостовые плиты, на которые закрепят новый путь.

Кроме того, были отремонтированы пути на крупных железнодорожных станциях КрасЖД – Базаиха, Бискамжа, Боготол, Громадская, Камарчага, Курагино, Мариинск, Чернореченская, Решоты, Красноярск Восточный.

На всех объектах уложен современный бесстыковой путь на железобетонном основании, получивший название «бархатный»: поезда по нему идут плавно, без шума и вибрации. Для пассажиров это создает более комфортные условия в пути следования.

В целом, в 2023 году всеми видами плановых ремонтов на КрасЖД оздоровлено 326 км путевой инфраструктуры. Инвестиции ОАО «РЖД» составили 10,2 млрд рублей.