Строительство дороги
Вопрос о постройке Сибирской железной дороги был поднят впервые в конце 50-х годов 19 века. К 1884 году три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге.
Строительство дорог далее на восток правительство считало нецелесообразным, и вопрос долго не рассматривался. И только в связи с бурным развитием сельскохозяйственного производства за Уралом, когда дешевые продукты сибирского земледелия, при условии их экспорта на западные рынки, смогли бы принести казне ощутимый доход, было решено строить дорогу дальше.
Постройка Сибирской железной дороги была немаловажна и с точки зрения геополитики. Соседство с Китаем, переполненным населением, в любое время могло стать небезопасным. Также представляла опасность Япония, которая деятельно работала над созданием мощного флота в Тихоокеанском регионе.
В феврале 1891 года было принято окончательное решение о строительстве Великого Сибирского пути. Общая стоимость дороги определялась примерно в 350 миллионов рублей.
В марте 1891 года Александр III подписал высочайший рескрипт, повелевавший наследнику престола цесаревичу Николаю по возвращении из путешествия по странам Востока объявить о строительстве Транссиба и совершить закладку Уссурийского участка.
Строительство было начато одновременно с двух сторон (от Челябинска до Владивостока), удаленных друг от друга почти на семь тысяч километров. Сибирская линия была разделена на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский. С прокладкой Западно-Сибирской линии от Челябинска и далее на восток в значительной степени неисследованным оставался Средне-Сибирский участок, от Оби в направлении на Красноярск и Иркутск. В 1893 году было образовано управление постройки Средне-Сибирской железной дороги во главе с инженером Николаем Межениновым и резиденцией в Томске. Было утверждено направление трассы — от станции Обь через Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск до Иркутска.
Первый поезд
6 декабря 1895 года в 2 часа дня в Красноярск прибыл первый поезд, который торжественно встречали 26 тысяч жителей. Временное рабочее движение открылось на всем протяжении от Оби до Красноярска.
Второй участок Средне-Сибирской дороги, Красноярско-Иркутский, по первоначальному плану предполагался к застройке лишь в 1896 году, по окончании линии от Челябинска до Красноярска. Между тем уже осенью 1893 года выяснилась необходимость довести Сибирскую железную дороги до Иркутска двумя годами ранее назначенного срока, то есть в 1898 году. Красноярск в 1896-1898 годах стал исходным пунктом прокладки магистрали на восток, к Иркутску.
16 августа 1898 года первый поезд прибыл в Иркутск. Существенно осложнял движение разрыв железнодорожных путей у Красноярска из-за Енисея. Поэтому в 1895 году были начаты работы по строительству железнодорожного моста через реку Енисей. 30 августа 1896 года состоялась закладка моста. Автором проекта был профессор Московского технического училища Лавр Проскуряков.
Работы по сооружению моста производились русскими рабочими и техниками под руководством инженера-механика Евгения Кнорре. Строительство крупнейшего в Азии железнодорожного моста было закончено 28 марта 1899 года. Позже в 1900 году его модель экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где наравне с Эйфелевой башней мост получил ГРАН-ПРИ и золотую медаль.
С 1 января 1915 года произошло разделение Сибирской магистрали на Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую, Уссурийскую железные дороги.
3 октября 1921 года вышло постановление Сибревкома, в соответствии с которым в Омске было создано управление Сибирского округа путей сообщения. Сибирский округ простирался от Челябинска до Иркутска и был разделен на 8 линейных отделов с центрами в Тюмени, Челябинске, Омске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Красноярске и Иркутске.
В 1924 году территория Красноярской железной дороги вновь включается в состав Томской железной дороги.
В 1925 году открылась новая железнодорожная линия Ачинск — Абакан, строительство которой было начато еще в 1914 году.
В 1934 году из Томской и Забайкальских железных дорог была выделена Восточно-Сибирская, а в 1936 году она разделилась на Восточно-Сибирскую и Красноярскую.
Приостановленное в военные годы строительство железной дороги возобновляется: в 1959 году сданы в эксплуатацию линии Аскиз — Абаза, Междуреченск — Абакан; в 1965 году сдан участок Абакан — Тайшет, в 1967 году Ачинск — Лесосибирск; в 1968 году Красная Сопка — Кия-Шалтырь; в 1969 году Енисей — Дивногорск; в 1975 году Решоты — Новобирюсинская; в 1977 году Новобирюсинская — Карабула.
В 1961 году Красноярская дорога вновь включена в состав Восточно-Сибирской железной дороги, а затем вновь выделена в 1979 году.
Новый виток
С 2003 года наряду с другими стальными магистралями страны КрасЖД является филиалом ОАО «Российские железные дороги».
В 2019 году Красноярской железной дороге исполняется 120 лет. Сегодня это одна из самых высокотехнологичных отраслей экономики региона. Здесь реализовано множество масштабных инфраструктурных, социально значимых проектов:
- в 2000 году сдана в эксплуатацию крупнейшая на Транссибе сортировочная станция Красноярск-Восточный;
- в 2004 году распахнул свои двери новый вокзал Красноярск Главный;
- в 2007 году создан передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святой Лука)».
С 2009 года Красноярская железная дорога участвует в реализации крупнейшего инвестиционного проекта Красноярского края — комплексном освоении Нижнего Приангарья, включающем в себя строительство железнодорожной линии Карабула — Ярки.
В 2009 году в России произошла переориентация грузопотоков на восток. Все эти годы идет активное развитие добывающих и промышленных предприятий Красноярского края и Хакасии, а вместе с ним увеличивается и количество поездов, проходящих по Красноярской железной дороге. Чтобы обеспечить растущий спрос промышленности на грузоперевозки, магистраль планомерно занимается развитием инфраструктуры. Ежегодно в создание новых мощностей инвестируются десятки миллиардов рублей.
Все больший масштаб приобретает модернизация южного хода Красноярской магистрали Междуреченск — Тайшет:
- в 2011 году здесь введен в эксплуатацию Крольский тоннель;
- в 2013 году построен приемоотправочный парк станции Абакан;
- в 2014 году поезда пошли по Манскому тоннелю;
- в 2015 году открылось движение поездов по новой линии Авда – Громадская;
- в 2016 году сдан в эксплуатацию приемоотправочный парк станции Иланская.
Развитие участка Междуреченск — Тайшет входит в государственную программу модернизации железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. Сегодня здесь ведется строительство вторых путей, модернизация системы энергоснабжения, развитие станций и других объектов инфраструктуры.
Масштабы Красноярской железной дороги и ее значимость для Красноярского края и Хакасии придают магистрали статус одного из важнейших участников социально-экономической жизни территории.