Первые ласточки

0_6.jpgНа Красноярской железной дороге к обучению по профессии помощник машиниста электровоза и тепловоза впервые приступили семь девушек. В преддверии 8 Марта они рассказали нашему корреспонденту, как выбирали дело по душе.

Первые занятия сборной группы, в которой вместе обучаются парни и девушки, начались в Красноярском учебном центре профессиональных квалификаций в феврале. Будущие работницы локомотивных бригад из Красноярска, Боготола и Иланской, пройдя обучение, смогут работать в эксплуатационных депо Красноярской дирекции тяги.

– Подать заявку могли все желающие старше 18 лет, имеющие образование не ниже среднего – это стандартные требования, которые в компании предъявляют при наборе на обучение по этой профессии, – отмечает заместитель начальника Красноярской дирекции тяги по кадрам и социальным вопросам Диля Шуплецова. – Предоставляя равные возможности, мы старались отобрать самых достойных. Некоторые уже знакомы с железнодорожной спецификой, поскольку являются представителями трудовых династий магистрали. Кроме того, для всех мы провели экскурсии в депо, познакомили с подвижным составом и условиями труда.

При наборе на курсы помощников машиниста любой кандидат, вне зависимости от пола, должен сначала пройти психофизиологическое обследование, которое включает динамический контроль функционального состояния, а также демонстрирует психологическую устойчивость. Затем – медицинское освидетельствование, отсеивающее всех, кроме обладателей отменного здоровья. Но это только половина дела. Главное впереди: знания, теоретическая и практическая подготовка, которые будут непростыми и объёмными.

Программа обучения включает курс лекций и практических занятий. За четыре месяца будущим помощникам машиниста предстоит изучить правила технической эксплуатации, основы охраны труда, устройство подвижного состава и отработать навыки вождения поездов на тренажёрах.

– Требования к знаниям одинаковы для всех, поблажек не будет, – со всей строгостью обещает Пётр Боровик, преподаватель Красноярского подразделения УЦПК, который ведёт в этой группе занятия. – В ближайшее время будем изучать экипажную часть, основные принципы управления, порядок технического обслуживания.

Практические занятия будут проходить на базе депо Красноярск-Главный, где обучающиеся познакомятся с различными узлами локомотивов.

Девушкам уже в первые дни обучения уделяют много внимания, и это не удивительно, ведь они – «первые ласточки», современные продолжательницы дела Зинаиды Троицкой. Эта знаменитая москвичка в 1930-е годы стала первой женщиной-машинистом, основала женскую локомотивную бригаду под лозунгом «Женщина, на паровоз!«, и была награждена орденом Ленина.

На вопрос, что повлияло на профессиональный выбор, ответы были разными. Татьяне Сафроновой об уникальной возможности обучиться и стать одной из первых представительниц традиционно мужской железнодорожной профессии сообщил её отец Александр Шилин, машинист-инструктор депо Ачинск. Девушка до этого получила техническое образование и уверена, что справится с программой.

– С детства бывала у папы в депо, не понаслышке знаю и понимаю все стороны этой работы, ответственность и риски, – говорит Татьяна. – Так что решение было осознанным, уверена, что справлюсь со всеми дальнейшими испытаниями. Уже вижу себя в кабине электровоза. Конечно, на мой выбор повлияла надёжность компании «РЖД», привлекли социальные гарантии. Папа и мама поддержали моё решение. Мама сказала, что у меня всё получится, и я смогу продолжить нашу династию.

Машинист депо Красноярск-Главный Александр Кунаев, дядя другой обучающейся, Юлии Смоляковой, сначала звал работать на предприятие её брата.

– Я внимательно прислушивалась, и как только в ОАО «РЖД» было принято такое решение, а затем у нас в Красноярске объявили набор, нисколько не сомневаясь, подала заявку, – рассказывает Юлия.

Её тезка, Юлия Жаворонкова, работала сначала слесарем в эксплуатационном вагонном депо Иланская, потом там же бригадиром, позднее в сервисном депо занималась ремонтом локомотивов, и с их устройством хорошо знакома. Со знанием дела объясняет коллегам, где у тягового двигателя находится якорь и из чего он состоит.

– Сейчас это позволит легче освоить программу обучения. И когда буду работать в локомотивной бригаде, опыт ремонта пригодится, – уверена она.

А вот педагог дошкольного образования Ирина Куриленко никакого отношения к железной дороге никогда не имела. Но, узнав о наборе, решила круто изменить свою профессиональную судьбу.

– Понимаю, что обучение будет непростым, понадобится максимальная сосредоточенность на предмете изучения. Но есть интерес, и романтика железных дорог вдохновляет. И, может, когда-нибудь стану машинистом-инструктором, – делится планами девушка.

Алёна Танкова тоже окончила педагогический колледж, потом училась заочно в КГПУ им. В.П. Астафьева:

– Сначала хотела стать педагогом-психологом, но меня всегда привлекала техника. Я вожу машину, разбираюсь в устройстве двигателя. Все ранее полученные знания и навыки помогут освоить новую профессию, которая, я надеюсь, станет судьбой.

– Мы работаем в тесном сотрудничестве с руководством и специалистами дирекции тяги, – поясняет начальник Красноярского подразделения УЦПК Людмила Колесникова. – Это первый опыт подготовки девушек по этой профессии, от души желаю им успехов. После завершения обучения они смогут работать как в грузовом, так и в пассажирском движении, в том числе и на современных мощных локомотивах «Ермак».

Подобные проекты стартовали на сети дорог в рамках программы, которая реализуется в ОАО «РЖД». Это по-настоящему исторический момент, которого в компании давно ждали.

Редакция «КЖ» обещает и дальше рассказывать читателям о том, как складывается профессиональная судьба «первых ласточек».