Женский взгляд

P7_1.jpgНа Красноярской дороге прошёл форум, организованный региональным советом по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин. В нём приняли участие активные железнодорожницы всех поколений: от молодых специалистов до ветеранов магистрали.

Как мы уже сообщали, одним из ключевых событий форума стала презентация новых решений, предложенных работницами дороги в рамках проекта «Карьера женского рода». Все они были связаны с подготовкой, адаптацией, развитием и закреплением на рабочем месте персонала.

– У меня есть мечта, чтобы женщин-руководителей было больше, чтобы вы становились экспертами, потому что женский взгляд на вопросы может отличаться от того, что видят руководители-мужчины, – обратилась к участницам начальник Дорожного центра научно-технической информации и библиотек Татьяна Елистратова, которая была наставником команд, работавших над проектами. – Проект «Карьера женского рода» существует уже семь месяцев. Я благодарна всем, кто поверил в него, рискнул, написал эссе и окунулся вместе с нами в эту интересную историю трансформации. Сегодня представлены пять проектов. Вы разрабатывали их исходя из тех проблем, которые увидели на рабочих местах, и постарались решить.

Первый проект связан с развитием корпоративных традиций. Над ним работали представители ТЦФТО Ольга Лебедева и Наталья Пекина, движенец Ольга Юдина и связист Елена Молкаева.

Предпосылкой проекта стало то, что на современный рынок труда выходит мало людей, а старшее поколение постепенно уходит на пенсию. Одним из эффективных методов удержания работников в компании является повышение лояльности за счёт развития новых традиций и укрепления имеющихся. Причём акцент предлагается сделать не на молодых работниках, для которых проходит достаточно много интересных сетевых и дорожных мероприятий, а на людях в возрасте 40+ с солидным стажем, которые уже являются ценными кадрами и могут передать накопленный опыт новому поколению.

– Суть проекта заключается в организации ежегодного командообразующего мероприятия, – рассказала Ольга Лебедева. – Это будет неформальная встреча профессионалов-экспертов и молодых сотрудников, общение с руководителями дороги, объединение для общей цели – развития компании.

Второй проект, который представили Юлия Егерь (центр организации закупок), Юлия Мамонтова (служба экономики и финансов), Ксения Ковалёва (Детская дорога) и Ляна Чеченёва (дирекция по тепловодоснабжению), тоже связан с проблемой закрепления кадров и называется «Школа наставников». Команда ставит перед собой цель создать и обучить пилотную группу наставников и выработать единый подход к обучению специалистов железнодорожной отрасли.

– Нужно собрать экспертов, подготовить методические материалы, программу, пригласить спикеров на занятия, определить продолжительность обучения, – рассказала Юлия Егерь. – Институт наставничества стабилизирует коллектив, закрепит профессионалов, поможет создать эффективную команду. По нашим расчётам, экономический эффект от внедрения проекта составит 23,6 млн руб.

Ведущий инженер отдела службы корпоративной информатизации Валентина Батурина защищала проект «Внутренняя клиентоориентированность», над которым вместе с ней работали Элеонора Копылова (Ачинский ОЦОР), Елена Кроневальд (дирекция по эксплуатации зданий и сооружений), Ольга Горовенко (дирекция моторвагонного подвижного состава) и Зинаида Хопуя (дирекция по управлению терминально-складским комплексом).

Команда проекта провела опрос 129 работников разных предприятий и подразделений, и 60% опрошенных подтвердили неэффективное взаимодействие. В качестве причин названы низкая результативность совместной работы, непонимание, соперничество, отсутствие командной работы.

Авторы обратились к кодексу деловой этики ОАО «РЖД», основные принципы которого: делаем для страны, надёжно, эффективно, сохраняя ресурсы, уважая людей, делаем командой, достигая общую цель.

Помимо классических инструментов внедрения проекта, таких как курсы в системе дистанционного обучения, презентации кодекса, листовки, марафоны знаний, тренинги и онлайн-викторины, команда предложила необычный и оригинальный инструмент.

– Мы предлагаем добавить авторскую деловую игру, которую можно использовать на мероприятиях и живых встречах, – объяснила Елена Кроневальд, презентуя опытный образец.

Юлия Чечивицина (ТЦФТО), Елена Усольцева (служба управления персоналом), Анастасия Гордиенко (Учебный центр профессиональных квалификаций), Ольга Умярова (ИВЦ), Анастасия Войтенко (служба охраны труда и промышленной безопасности) и Татьяна Тавдуль (дирекция связи) представили проект, который поможет быстро адаптировать сотрудниц после выхода из декретного отпуска.

Авторы предлагают упростить этот период, используя коллективную помощь и общение – то есть создать поддерживающее женское сообщество в телеграм-канале.

Также команда проекта планирует провести опрос среди тех, кто вышел из декрета в течение последних трёх месяцев или собирается выйти в ближайшие три месяца, чтобы узнать, каких проблем боятся молодые мамы и с какими уже успели столкнуться. Это могут быть как семейно-бытовые, так и юридические, и производственные вопросы, связанные с работой в постдекретный период. В сообществе не надо будет ничего искать, достаточно задать вопрос и получить ответ эксперта или более опытной коллеги.

– В результате работодатель получает уверенных в себе работниц, которые решают личные и бытовые проблемы вне работы, что снизит вероятность производственной ошибки и повысит эффективность труда молодых мам, – уверена Елена Усольцева.

Свои наработки по изменению подхода к обучению персонала представила команда Юлии Сидоренко (дирекция инфраструктуры), Елизаветы Воронковой (аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов), Ксении Углановой (ТЦФТО), Татьяны Лесникс (дистанция гражданских сооружений) и Анны Таюрской (дирекция инфраструктуры).

Железнодорожницы исследовали процесс обучения как один из этапов найма персонала на примере монтёра пути. Прежде чем получить работу, соискатели проходят первичную подготовку на базе Учебного центра профессиональных квалификаций.

– В 2024 году планируется ремонт общежития УЦПК, могут возникнуть проблемы с размещением курсантов, – рассказала Юлия Сидоренко. – Большой объём информации в рамках теоретической подготовки можно перевести в дистанционный формат, а практику и сдачу экзаменов проходить очно в Красноярске. Цель проекта – пересмотреть программу подготовки монтеров с учётом частичного дистанционного образования и в начале 2024 года запустить пилотный проект.

В целом реализация идеи внедрения частичного дистанционного обучения может сократить время отрыва от производства работников компании и снизить напряжённость в трудовых коллективах. При этом необходимо предусмотреть контроль качества усвоенного материала на базе учебных центров.

Начальник службы управления персоналом Эдуард Ямщиков отметил, что авторы проектов подняли актуальные проблемы, над которыми сегодня работает руководство компании:

– Ваши варианты решений имеют много конструктивных идей, главное, что все мы: и рабочие, и специалисты, и руководители, делаем одно дело.

– Благодарна всем, кто принял активное участие в проекте «Карьера женского рода» в роли наставника, эксперта, спикера и участника, – обратилась к железнодорожницам первый заместитель начальника дороги по экономике, финансам и корпоративной координации, сопредседатель регионального совета по совершенствованию условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин Ольга Михайлова. – Каждая из участниц раскрылась в своей теме. Вижу, как вы используете знания, которые получили в рамках проекта – это умение работать в команде, презентовать свои идеи, факторы карьерного роста, а ещё ваша собственная мотивация, желание развиваться и достигать поставленных целей.